Сегодня интернет-пространство заполнено всевозможными социальными сетями. Они различаются между собой контентом, масштабностью охвата целевой аудитории. Однако их объединяет одна общая задача – обеспечить людей возможностью обмениваться информацией. Многие платформы успешно развиваются, некоторые, наоборот, поглощаются другими, более сильными компаниями. Однако история Фейсбука может послужить ярким примером невероятного успеха. В настоящее время это один из самых мощных и функциональных ресурсов с прибыльностью в десятки миллиардов долларов в год.
Основатель самой крупной в мире социальной сети и его команда
В 2003 году никому не известный гарвардский студент Марк Цукерберг ради веселья в созданной собственноручно программе Facemash разметил фотографии сокурсниц и предложил пользователям оценить их по шкале привлекательности. Фотографии были благополучно выдернуты из справочника для внутреннего пользования общежития университета, без какого-либо ведома администрации. Это естественно вызвало скандал и удаление программы.
Однако воодушевлённого таким успехом молодого хакера было уже не остановить. Ещё бы – за два часа существования сайт набрал 22000 просмотров при 450 посещений. Хорошо, что он был доступен лишь пользователям из числа студентов Гарварда! Недальновидные девушки тогда, вероятно, обиделись и посоветовали Цукербергу самому посмотреть на себя в зеркало, а стоило бы им присмотреться к потенциальному миллиардеру.
Следующим шагом было создание непосредственно самой сети Фейсбук, вернее ее прототипа. В феврале 2004 года он был запущен в сеть под названием The Facebook. Такое имя Марк Цукерберг выбрал неслучайно. Ещё обучаясь в Академии Филипс-Эксетер, он заинтересовался справочником, который содержал все личные данные учеников. Дословно каталог переводился как «Книга лиц», так как в нем, кроме прочего, были включены фотографии всех одноклассников будущего гения. Тогда и был заложен фундамент для идеи создания современной сети Фейсбук.
Изначально команда разработчиков сети Фейсбук была маленькой, кроме основателя Марка Цукерберга в нее входили:
- Эдуардо Саверин (финансовый мозг компании);
- Дастин Московиц;
- Крис Хьюз.
Социальная сеть стала невероятно популярной. Однако со временем она вовлекла в свою паутину студентов других университетов. Количество зарегистрированных в Фейсбук росло в геометрической прогрессии.
Очень скоро Фейсбук охватывает подписчиков за пределами страны. Через пару месяцев Цукерберг съезжает из общежития университета и с товарищами создаёт первый офис компании в Пало-Альто. Затем начинается активная кампания по привлечению финансовых ресурсов для раскрутки сайта – любыми путями Цукерберг добивается значительного развития сети Фейсбук.
Помощники Марка Цукерберга и подводные камни на пути к успеху
Разумеется, Цукербергу самому вряд ли удалось создать свое детище. То, что он является вдохновителем и непосредственным создателем сети, не вызывает никаких сомнений. Однако, задолго до этого, подобные идеи приходили в голову его старшим товарищам по университету – братьям Винклвосс и Дивья Нарендро. Марк Цукерберг помогал им в 2003 году с раскруткой сайтов и мог позаимствовать множество полезных идей. Затем появилась череда желающих подать на Цукерберга в суд за использование именно их наработок. Многолетние судебные тяжбы так и не смогли пошатнуть стремительное развитие компании – дело закончилось миллионными возмещениями ущерба в виде наличных и акций.
Новый этап развития Фейсбук
В 2005 году сервис компании Фейсбук охватил собой не только интересы студентов, но всех желающих. В это же время он обрел свое нынешнее название, убрав в доменном имени приставку «The-». Каждый мог зарегистрироваться в сети.
Когда количество желающих перешагнуло 50 млн пользователей, Марку Цукербергу стали поступать предложения продать компанию. Это были и крупный монополист Yahoo!, и Билл Гейтс. Не обошлось и без российских инвесторов. Однако Марк Цукерберг лишь ограничился продажей незначительного количества акций, оставив за собой владение контрольным пакетом и правом решающего голоса.
Сейчас компания оценивается приблизительно в 300 млрд. долларов и насчитывает по итогам 2020 года около 2,8 млрд. подписчиков.
Конечно, основатель социальной сети Фейсбук может и казаться неоднозначной личностью. Только он на своем примере доказал, что при помощи старенького ноутбука и незаурядного количества мозгов возможно создать из ничего нечто невероятно глобальное и прибыльное. Для этого стоит приправить своё желание упорством, амбициозностью и не боятся делать то, чего от тебя не ожидают остальные.